СТИВЕН КИНГ.
ДОРОЖНЫЕ РАБОТЫ
Лет 10 назад Стивен Кинг попал в очень тяжёлую автоаварию и вроде бы примерно в это же время попытался
перестать быть «беллетристом» и стать «серьёзным» писателем. Вот только он им
уже был.
В конце 70-х - начале 80-х он уже, будучи известным и коммерчески успешным
автором, под псевдонимом Ричард Бахман выпустил
несколько романов. Псевдоним не был раскрыт, и продавались книги плохо. Как минимум
четыре из этих романов — «Ярость», «Долгая Прогулка», «Дорожные работы» и
«Бегущий человек» — можно охарактеризовать, как проникнутые социопатией.
В «Бегущем человеке» по сравнению с другими тремя книгами больше всего
революционных мотивов, всё-таки в книге действует кое-какая подпольная сеть
заговорщиков. А вот «Дорожные работы» — на другом полюсе, текст
проникнут пафосом камикадзе-одиночки, тотально изолированного и
отчужденного.
Социопатия была характера для Запада 1970-х, "Я-эпохи", эпохи крайнего,
болезненного индивидуализма. В СССР это, кстати, тоже был время
экзистенциального отчаяния для тех немногих, кто бы способен его испытывать.
Вспомним фильм «Таксист» — настоящий манифест отрицания, направленного как на
истеблишмент, так и на «дно» общества потребления. Достаточно социопатии и у раннего Лимонова. Да, в «Дневнике
неудачника» есть всплески совершенно безоглядной, трогательной любви к людям,
самым разным, бедным и богатым, но всем, в той или иной мере несчастным. Но
есть и приступы тотального отрицания, яростной агрессии по отношению ко всему
миру, вроде «Мне нравится понятие гражданская война» или «Убивайте! Всех
убивайте. Ибо это и есть жизнь!».
Эйфория 1960-х обернулась мизантропией и нигилизмом. Об этом много и
яростно, с гротеском и чёрным юмором, писал Хантер С. Томпсон. СПИД ещё не
вышел из джунглей или лабораторий, отутюженные яппи ещё не взяли окончательно
штурвал в свои руки, но сквозь эррозию гламура и диско уже проглядывали болезненное разочарование
и гниль. Это действительно была Fever, лихорадка,
«радостная» и болезненная одновременно.
Главный герой отчуждается и от себя, точнее от своей «нормальной», «разумной»,
«обывательской» части. Этот разрыв происходит прямо в его сознании по ходу
действия книги, в виде диалога между ним и его умершим ребёнком, и заставляет
его заподозрить себя в раздвоении личности.
С точки зрения социальных архетипов «Дорожные работы» препарировать легко: жил
себе и жил обычный обыватель Барт Доус,
типичный представитель американского среднего класса, примерный семьянин, всю
жизнь проработал в одной прачечной. А потом всё пошло наперекосяк.
Его маленький ребенок умер от рака, а через его маленький городок решили
прокладывать федеральную трассу. Которая должна была пройти ровнёхонько по его
прачечной и по его дому. И ему надо найти новое здание для предприятия и новый
дом для семьи. И он забивает и на то, и на другое. И просыпается в нём
дремавший до этого дух американских пионеров. Мой дом - моя крепость. Добрым
словом и Кольтом можно добиться больше, чем просто добрым словом. Барт Доус закупает оружия и
взрывчатки и решает погибнуть вместе со своим домом. У героя есть ностальгия по
«старым добрым временам», когда прачечная ещё не стала частью гигантской
корпорации, а была семейным бизнесом, и её хозяева скорее умерли бы, чем дали
снести её, замучив строителей шоссе исками. Но причина распада личности героя
«Дорожных работ» глубже, чем нежелание приспосабливаться к корпоративному
капитализму. Это действительно экзистенциальный бунт. Жена уходит от
«сумасшедшего», и только после этого он понимает, что их семейная идиллия даже
до смерти сына была довольно-таки фальшивой. Откровенно говоря, вдруг понимает
главный герой, женились они «по залёту», а после смерти ребенка, который и был
причиной брака, где-то в глубине сознания Доуса
начала нарастать чёрная ярость, которая в итоге приняла форму заминированного
дома и богатого арсенала огнестрельного оружия. Рушится всё. В отличие от
главного героя «Ярости», проблемного школьника, который начал с того, что
пристрелил учительницу математики, герой «Дорожных работ» никого, кроме себя не
убил.
«Он выстрелил снова <...> один из укрывшихся за седаном людей издал
жалобный крик ужаса. <...> Он почувствовал облегчение — горькое, как
алоэ. Что бы там ни было, какая бы смертельная болезнь не загнала его сюда, на
последнюю развилку высокого дерева, он уже был не один, плачущий в одиночку
несчастный сумасшедший. Он вышел на большую дорогу безумия. Вскоре они
превратят его в безобидный заголовок: «Хрупкое перемирие на Крестоллин-стрит
пока ещё держится».
«Дорожные работы» — роман об отчуждении и ненависти к монструозной
социально-экономической машине, которая перемалывает всё на своем пути.
Л, 340
В качестве
дополнения:
Понравился комментарий к фразе «ненавижу
людей». «Ненавидеть людей» - это
нормально. Они суетятся, говорят о какой-то херне. Если тебе с ними не интересно - ты индивидуалист и
должен спуститься до их быдляческого уровня. Жить с
их точки зрения нужно лишь для того, чтобы жрать и
гнить в семье. Во всём надо искать компромисс и уметь вертеться. Они ставят мнение
большинства в основу. А большинство, как известно, в своей массе умом не
блещет. Поэтому ненависть к людям - вполне нормальное отношение неглупого
человека.
Те, кто советуют тебе лечиться или убиться об стену,
относятся к вышеописанным простакам: сидят в офисе за рутинной работой, жрут, не задумываются особо ни о чём в жизни. Высшей своей
гордостью считают то, что содержат семью. Читай жрут
и размножаются».
(На главную страницу)
(Стань другом НБ-Портала!)
(Обсудить на форуме)